История Первого в России
«СКТ Групп» начали грандиозную работу по созданию музея, который объединит историю двух промышленных гигантов – первого кабельного завода в России «Севкабель» («Сименс и Гальске» 1879), завода ТЭСО («Псковэлектросвар»), завода-первопроходца «Псковгеокабель», «Псковкабель» (созданного как филиал завода «Севкабель»).
В настоящее время проводится масштабная работа по формированию фондовых коллекций по категориям: редкие предметы, образцы продукции, фотографии, чертежи, газетные вырезки о подвигах и личностях. Будет охвачен период с середины 19 века по начало 21 века.
Мы задумали сделать не просто заводской музей, которых много. Мы хотим воздать должное русским инженерам-изобретателям, напомнить работникам завода и псковичам о величии технического опыта заводов, о героях труда, воспитать на их примере подрастающее творческое поколение инженеров и специалистов!
«СКТ Групп» — преемник самых смелых авторских идей и научных исследований в области сварки, кабельной промышленности и электричества.
А как зарождался завод Севкабель – в нашем сегодняшнем материале.
1879 год – год открытия первого кабельного завода в России — «Севкабель».
Сименс и Гальске в России. История управленческой мысли
Промышленное дело Сименсов было основано в 1847 году в Берлине инженером и изобретателем Вернером Сименсом (1816 – 1892), механиком Иоганном Георгом Гальске и их компаньоном Иоганном Георгом Сименсом в форме телеграфно-строительного предприятия. Помимо электротелеграфии фирма занималась работами в области точной механики и оптики, а также создавала электромедицинские аппараты.
В 1830-х гг., после появления первого телеграфа, появилась необходимость прокладки электрического кабеля на большие расстояния, под землёй и под водой.
Для этого необходимо было решить важную задачу: найти подходящий изоляционный материал, который бы позволил изолировать проводник тока так, чтобы изоляция не подвергалась разрушению натуральными агрессивными веществами земли, не теряла через короткое время свои изоляционные качества в грунтовых водах; позволила бы управлять тросом, плавно раскручивать его и управлять натяжением при прокладке по дну моря или океана, чтобы такой кабель не порвался при движении судна или волнении океана.
В разное время изобретатели экспериментировали с изоляцией. Пробовали помещать оголённый проводник в подготовленные короба из дерева, но это было крайне ненадёжно и небезопасно. Покрывали медные стержни джутом и помещали их в жёсткие трубки, наполненные асфальтовым (битумным) составом. Однако, на солнце асфальт высыхал и рассыпался и через 1-2 года такие кабели требовали замены.
Была попытка применения таких сырьевых материалов как гуттаперча, балата, резина, пенька, пропитанная консервирующим раствором, конопля, пропитанная смолой. Пробовали обматывать медную проволоку нитями стальной проволоки, каждая из которых была покрыта тонкими нитями манильской пряжи, смоченной в консерванте, дополнительно оцинковывали оболочку. И всё это ради изоляции и защиты кабеля от повреждения при повышении напряжения.
В середине XIX века Россия ввиду своих необъятных территорий нуждалась в быстрых и надежных коммуникационных технологиях между отдалёнными регионами страны.
В 1847 Сименс и Гальске получают прусский патент на электрический телеграф, который был вскоре внедрен при сооружении в России телеграфной линии Петербург – Севастополь.
В 1851 году фирмой «Сименс и Гальске» был получен заказ от российского Правительства на 75 телеграфных аппаратов и электрическую телеграфную линию вдоль железной дороги между Петербургом и Москвой. Безопасная эксплуатация этого нового транспорта была невозможна без оперативной связи между начальниками станции. Этот заказ стал большой удачей для обеих сторон сделки.
В 1852 году братья Вернер и Карл (1829 – 1906) Сименсы исполнили договор по прокладке подземной телеграфной линии, соединившей Петербург и Ораниенбаум с подводным ответвлением к Кронштадту. Уже в то время использовались инновационные технологии, позволяющие провести участок кабеля по дну Балтийского моря. Первое в мировой практике испытание кабеля с резиновой изоляцией прошло блестяще. Кабель использовался целых 35 лет!
Впоследствии телеграфная линия в России покрыла расстояние свыше 10 тыс.км, протянувшись от Финляндии до Крыма.
Так возник петербургский Торговый дом «Сименс и Гальске». Постепенно главная телеграфическая мастерская на 1-й линии Васильевского острова расширялась. Здесь уже не только ремонтировались, но и собирались электротехнические аппараты, детали которых прибывали из Берлина. По мере развития оказалось выгоднее изготавливать их на месте. Возникла потребность в новых производственных площадках. В 1858 году Карл Сименс приобрел у сансонского подданного К.И. Миллера особняк на Кожевенной линии Васильевского острова. Именно в этом месте потом был возведён завод.
В 1870-х «Сименс и Гальске» постепенно перешли от строительства слаботочного телеграфа к производству сильноточной электротехники: динамо-машин, локомотивов, ламп и т.д. Смена специализации успешно сказалась на развитии предприятия.
Строительство Кабельного завода началось весной 1879 г. на одном из двух земельных участков на Васильевском острове.
А 25 октября Сименс получил от Канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника Свидетельство о разрешении изготовления на будущем заводе электротехнической продукции. Впоследствии именно эта дата стала Днём работника кабельной промышленности.
Постройке завода предшествовал грандиозный опыт «Сименс и Гальске» в смежных областях. Так, на Политехнической выставке в Москве, посвященной 200-летию со Дня рождения Петра I, которая открылась у стен Кремля ещё 30 мая 1872 г. экспозиция фирмы «Сименс и Гальске» демонстрировала широкий спектр образцов нефти и нефтепродуктов: газолин, лигроин, лёгкое масло, сырой бензин, соляровое масло для освещения в лампах, тяжелое масло для топки, вулканное масло для смазки машин, нефтяной дёготь и вар для корабельных работ, мазь для кожи и туалетную воду для выведения жирных пятен, асфальтовый лак «на железо и дерево», собственно асфальт. Всё это говорило о применении технологии глубокой переработки нефти на предприятиях. Вернер, Вильям и Карл Сименсы были удостоены Большой золотой медали.
Кабельное производство в России не было монополизированным. Так, талантливый русский инженер Михаил Михайлович Подобедов вместе с братом Иваном в 1878 году запустил небольшую слесарную мастерскую по изготовлению изолированных кабелей. Они сами проектировали первые станки и работали за ними. На рубеже XIX — XX веков предприятие М. Подобедова расширилось и решало обширные задачи в Петербурге, проложило первые трамвайные линии по льду Невы, осуществляло обслуживание городской электрической сети.
Исторический процесс развития электричества России был непрерывный. Бурный экономический подъем в России в конце XIX и ускоренное строительство телеграфных сетей обусловили быстрый рост сбыта продукции Кабельного завода. К началу ХХ века была создана и освоена технология их промышленного производства.
В 1885 г. изобретен и внедрен порошковый гидравлический кабельный пресс, который позволил накладывать на кабель свинцовую оболочку. В том же году была применена кабельная броня из стальных лент. Этот год стал также началом промышленного кабельного производства подземных кабелей, имеющих все составные части: токопроводящие жилы, изоляцию, свинцовую влагозащитную оболочку и броневой защитный покров.
В 1886 году Сименс принимает решение о преобразовании торгового дома в акционерное общество. Общество электрического освещения (ОЭО) 1886 г. (с 1900 г. – ОЭО 1886 г.) — крупнейшая в своей отрасли компания в дореволюционной России.
В 1895 году «ОЭО 1886 г.» получило концессию на снабжение Москвы электрической энергией сроком на 50 лет. Такой объём работ требовал высокой квалификации рабочих. Значительная часть рабочего персонала (среднее звено и инженеры с высшим образованием) были гражданами Германии.
В 1904-1905 гг. «Сименс и Гальске» обеспечивали Русско-японскую войну – кабели отправлялись на корабли второй Тихоокеанской эскадры, полевые кабели – для маньчжурской армии Куропаткина, подводные кабели, заказы для Порт-Артура и т.д. Тем самым, завод был обеспечен бесперебойными госзаказами и большими возможностями финансирования. После такого успеха акционерное общество легко расправляется с главными конкурентами: поглощает завод Фон-Рибена и объявляет себя «Соединенными кабельными заводами» («СКЗ»), а потом вытесняет с рынка и завод Подобедова «Русское производство изолированных проводов электричества М.М. Подобедова», который переедет в Москву.
«СКЗ» начинает работать напрямую с Военным и Морским ведомствами и увеличивать количество сотрудников.
В марте 1911 г. на Кожевенной линии началось строительство меднопрокатного завода. В 1912 г. всё производство медного проката было переведено на Кожевенную линию, что значительно упростило производственные процессы. Количество рабочих на заводах достигло 650 человек, из которых 500 работало на Кабельном заводе.
В 1912-1915 гг. работников около 1300 человек, в январе 1917 г. — 2274, в сентябре того же года — уже 2972. Однако, несмотря на военные заказы, к концу 1916 года топливный и сырьевой кризис вызывает падение производства, которое усугубляется с каждым годом вплоть до окончания Гражданской войны.
В 1916 году список акционеров «ОЭО 1886 г.» включал 5 швейцарских компаний и банков, акционерное общество «Сименс и Гальске» (16 акций на сумму 8 000 рублей) и 31 физическое лицо. Всего насчитывалось 41 485 акций на сумму 27 254 000 рублей.
Акционеры (всего 13 человек) в составе правления Общества 1886 г. Почти в два раза превышали численность представления «особого правления». Однако, на этом этапе деятельности все они, за исключением троих швейцарских подданных, являлись российскими подданными. Процесс русификации менеджмента компании к 1916 году был практически завершён.
30 декабря 1916 г. Николай II подписал указ о ликвидации компании и введении государственного управления с частичной национализацией – это был следующий шаг. В начале февраля 1917 г. царское правительство решило ликвидировать «Общество электрического освещения 1886 года», создав новую акционерную компанию с участием государства.
Однако, Февральская революция 1917 года помешала осуществить эти планы, а позже Временное правительство отменило ликвидацию. Окончательная точка в этом вопросе была поставлена после Октября 1917 года, когда большевики национализировали акционерные электротехнические предприятия и на этой базе осуществили план электрификации страны. Декретом Совета народных комиссаров от 16 декабря 1917 г. заводы и электростанции «Общества 1886 года» были безвозмездно переданы местным органам самоуправления и фабрично-заводским комитетам. Национализация других российских предприятий «Сименс и Гальске» была провозглашена декретом СНК РСФСР от 28 июня 1918 г.
В сентябре 1918 г. производственные участки на Кожевенной линии получили имя Северного кабельного завода. В тяжёлых условиях Гражданской войны завод продолжал выполнять заказы, несмотря на нехватку сырья и персонала — из 2 тысяч сотрудников осталось всего 350.
Источники фото:
1. Здание завода СиГ на Васильевском острове. Архивное фото. Архивы Санкт-Петербурга.
2. Участок изготовления токопроводящих жил. Архивное фото. Архивы Санкт-Петербурга.
3. Ледовый трамвай на Неве. Архивное фото. Архивы Санкт-Петербурга.